Версия для печати
  • размер шрифта
Оцените материал
(0 голосов)
Картинка с: faboroxy.com Картинка с: faboroxy.com

– Гала! – дергал за платье сестру самый младший брат, – Гала, смотри: здесь тарелка не закрыта, здесь картошки не хватает, и здесь…

– Давай, ешь. Я еще приготовлю, – улыбаясь, отвечала сестра, сердце которой наполнялось нежностью.

Нет, война давно закончилась, шестая пятилетка трансформировалась в семилетку , и страна ускоренными темпами двигалась вперед к новой жизни. Просто кормить семью из девяти человек не так-то легко.

Отец семейства Василий Герасимович и его тихая кроткая супруга Ефросинья Андреевна работали помногу, стараясь обеспечить четырех сыновей и трех дочерей необходимым. Дети маму обожали и из большого уважения всегда обращались на «Вы». Даже кот Васька проявлял какую-то особую трепетную любовь к Ефросинье Андреевне и выделял ее из остальных. Каждый день он бежал за ней почти километр, провожая на работу, а вечером – встречал, и они вместе шли домой.

Про войну Василий Герасимович рассказывать не любил, говорил только, что был связистом и что было очень страшно. 1943 году на Ленинградском фронте он получил тяжелое ранение, как удалось выжить – одному Богу известно. В этом же году его наградили медалью за героическую оборону Ленинграда. А еще медалью «За Отвагу». За какой смелый поступок – Василий Герасимович никогда не рассказывал, но все знали, что медаль эта очень ценилась среди фронтовиков, так как вручалась исключительно за личное мужество и храбрость.

Впрочем, некогда ему было повествовать о ратных подвигах – работать надо и детей одевать. Схватит сына, приложит к ноге палочку, обломает по размеру и едет в город покупать обувки.

Забыть бы войну… Как будто ее никогда не было. Но вот какая штука: чем больше стараешься забыть, тем ярче в голове встают картины горящих домов, голодных людей в разрушенных городах, слышатся стоны смертельно раненых.
Еще иногда ему снилось, что закончились патроны.

«Конец…», – проносилось в голове.

Вдруг страх сменялся на злость. Даже, наверное, не на злость – это была ярость!

«Хоть одного убью, прежде чем умру», - думал он, отчаянно бежал в рукопашный и… просыпался.

Просыпался и думал, хорошо, что все позади, и можно просто жить и работать.

Спустя много лет, на своем 90-летнем юбилее, Василий Герасимович, как всегда, был в центре внимания. И он испытывал гордость. Он выполнил свою миссию: обеспечил свободное мирное будущее своей семье.

«Надо же столько детей! Внуков!», – думал Василий Герасимович. – Все сытые, одетые, все работают. Хорошо…».

Во время войны и в других психотравмирующих ситуациях, человеку очень важно найти смысл в происходящих событиях, какими бы бессмысленными и жестокими они ни были. Кто-то мечтал дожить до Победы, создать семью, и что его дети будут жить счастливо в мирное время. Очень горько, что мечтам миллионов не суждено было сбыться. Те, кто выжил, как будто чувствовали за это вину перед своими товарищами, и не всегда находили в себе силы говорить о трагических событиях. Конечно же, людям, пережившим ужасы войны, хотелось, чтобы их дети никогда не узнали, что это такое.

Василий Герасимович Мордюк – мой дедушка.

Мы с мужем бережно храним память о нем, и всех наших близких, участниках ВОВ. Фотографии, медали для нас – это настоящие сокровища, символ непокоренного духа, героизма и мужества.

Когда я переворачиваю листы дедушкиного военного билета, я испытываю особый трепет. Я словно чувствую связь поколений. Когда у семьи есть старинные традиции, семейные ценности и реликвии, передающиеся из поколения в поколение, это невероятно сближает. И, наверное, это и есть вечная жизнь, когда человек живет в сердцах своих потомков.

Василий Герасимович Мордюк (1911-2002). Старший сержант, начальник радиостанции в 792 артдивизионе, Ленинградский фронт. Награжден медалями "За отвагу", "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германий в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."

Комментарий

Не удержалась не сделать небольшой психологический комментарий.

Военные действия – это тяжелейшее испытание для психики. У людей, переживших экстремальные ситуации угрозы жизни, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство. ПТСР выражается в навязчивых воспоминаниях, мучительных сновидениях, высоком уровне тревожности. Спусковым крючком, запускающим приступ, может выступать какой-либо эпизод, связанный с психотравмой: шум самолета, плач ребенка, фотография с места события и т.п. Закономерно, что пережившие войну всеми силами стараются избегать всего, что бередит в памяти трагические события. Однако тягостные воспоминания, вытисненные в подсознание, периодически напоминают о себе, например, в виде кошмаров.

Для человека невыносимы две вещи: бессмысленность и бесконечность страданий. Поскольку во время войны никто не знал, сколько продлятся страдания, необходимо было нечто – смысл, идея – во имя чего люди готовы были бороться и даже погибать. Психологу Бруно Беттельгейму, узнику-еврею Бухенвальда, помогла выжить и не сойти с ума цель: изучить, что происходит с психикой человека в экстремальной ситуации концлагеря. В своей книге «Просвещенное сердце» Беттельгейм пишет, что к наблюдению за товарищами по несчастью его подтолкнул инстинкт самосохранения, желание придать смысл увиденному и убедить себя, что его собственная жизнь имеет какое-то значение.

Для миллионов советских людей такими смыслами становились Победа, свободная Родина, счастье будущих поколений. Неудивительно, что самым сильным, самым ярким воспоминанием с войны для многих ветеранов является день, когда объявили Победу, момент абсолютной, вспепоглощающей радости.

На мой взгляд, трудно переоценить значение праздника Победы для ветеранов.

Это великий праздник. Символ самоотверженности, непокоренного духа и веры в лучшее.

Copyright © Ольга Мотора, май 2015 г.

228